(495)
Контактный телефон: 443-99-93

Морально-этические стороны эвтаназии

06.06.2013

156_03_03_12_docОсновной вопрос этики определяет, что необходимо понимать как хорошее и плохое поведение. Кажется, что это так просто, что и философствовать не о чем. Но не торопитесь с выводами. Очень сложно оценить такой вопрос, как вопрос эвтаназии, ориентируясь на привычные понятия о добре и зле.

Ранее уход человека из жизни, как и его рождение, все религии мира рассматривали как некий мистический акт, как переход человека из одного мира в другой. И по предписаниям древних, люди не вправе вмешиваться в этот процесс.

Древняя заповедь «не убий» была дана людям как основа гуманистической морали. Поэтому мораль является последним барьером, который препятствует с легкостью относиться к вопросу о смерти. Если признать эвтаназию, то снимутся всякие запреты. В обществе будет формироваться понятие, что убийство возможно. Оно станет совсем другим. И неизвестно, по каким законам «новой морали» пойдет его развитие.

В ХХ веке, когда человечество достигло апогея своего развития, и вместе с тем, физически стало очень уязвимым, тема эвтаназии заняла очень важное место в медицинской науке. Вопрос это не только медицинский. Существуют его правовые и морально-этические стороны. Сейчас наука поднялась на такой уровень, что возникли идеи пересмотра всех аспектов жизни, в общем, и морали, в частности.

Эвтаназия представляет собой преднамеренное лишение жизни безнадежно больного человека. Различают пассивную эвтаназию, когда больному перестают оказывать медицинскую помощь, и он умирает от того, организм постепенно перестает осуществлять свои жизненные функции, и больной медленно и мучительно умирает. Активная эвтаназия предполагает принятие специальных мер для того, чтобы прекратить жизнь.

Существуют как сторонники, так и их непримиримые оппоненты в вопросе об эвтаназии. Противники умышленного лишения жизни безнадежно больных исходят из того, что лишать человека жизни в любом случае аморально.

Больному до момента его последнего вздоха должна оказываться медицинская помощь. В 1987 году на 39 Всемирной Медицинской Ассамблее в Мадриде была принята Декларация об эвтаназии, в которой говорится о том, что лишение пациента жизни по его просьбе или по просьбе его родных является неэтичным.

Сторонники эвтаназии приводят свои аргументы. Они говорят о том, что поддержание жизни умирающего очень дорого стоит. Обществу лучше за те же деньги вылечить тысячи тех людей, болезни которых поддаются излечению. Многие говорят о проблеме донорских органов, которых катастрофически не хватает.

Это вызывает в свою очередь криминализацию отрасли. Как считают приверженцы легализации эвтаназии, разрешение отключения от приборов жизнеобеспечения безнадежно больных поможет обеспечить рынок донорскими органами. Но в любом случае, такая постановка вопроса является сугубо прагматической. Морально-этические аспекты вопроса здесь не затрагиваются.

Как относиться к смерти, к поведению во время умирания — каждый человек решает для себя сам. Но это решение, конечно, должно соответствовать моральным нормам. Иногда умирающий не может сам просить остановить его жизнь. За него это делают его близкие, но они не всегда исходят из жалости к больному, иногда ими движет желание освободить себя от страха и ужаса созерцания медленного приближения смерти.

Думается, что уход из жизни должен быть естественным. А врачам и родным нужно максимально облегчать страдания обреченного, чтобы позже не жалеть о том, что решение о смерти близкого человека сделали именно Вы.